
Газораспределительный механизм (ГРМ) играет важнейшую роль в работе всего силового агрегата. Без него невозможны основные процессы. Сам механизм снабжён ремнём, при повреждении которого возможны серьёзные последствия. Что нужно знать, чтобы избежать проблем?
Определение
Газораспределительный механизм — это совокупность взаимодействующих между собой узлов двигателя, основная задача которых заключается в подаче в камеру сгорания горючей смеси при определённой цикличности, а также отвод отработанных газов из цилиндров. Таким образом, корректная работа двигателя обеспечивается за счёт своевременного открытия/закрытия клапанов и определённого алгоритма хода поршней в цилиндрах.
ГРМ состоит из:
- Распределительного вала.
- Толкателей и их направляющих.
- Штанги.
- Винтов (регулировочных).
- Клапанов (впускные/выпускные) и коромысел.
- Контргаек, втулок, тарелок.
- Пружин (внутренние/наружные).
- Шестерни, фланца.
- «Сухаря».
Признаки неполадок
О том, что ремень ГРМ износился, могут свидетельствовать:
- Выхлопные газы с чёрным оттенком.
- Сильные вибрации мотора при работе.
- Затруднённый пуск силового агрегата.
- Возникновение нехарактерных звуков в двигателе (стуки, скрипы).
- Увеличенное потребление топлива.
- Ухудшение динамики автомобиля.
Возможные последствия
Если не обращать внимание на износ ремня, то он может порваться, что приведёт к весьма печальным последствиям:
- Повреждение (загиб) клапанов.
- Урон головке блока цилиндров (ГБЦ) либо самому блоку.
- Деформация шатунов, толкателей, либо повреждение всей шатунно-поршневой группы целиком.
Если ремень разорвался, то двигатель заглохнет и его не получится запустить ни при каких условиях. При этом, работа стартера будет сопровождаться металлическим лязгом — это будут стучать поршни по клапанам.
Предотвращение обрыва ремня
Оборвавшийся ремень грозит серьёзным ремонтом и большими материальными затратами, поэтому во избежание потенциальных проблем необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Устранять утечку моторного масла из-под крышки клапанов. Масло разъедает поверхность ремня, приводя со временем последний в неисправное состояние.
- Следить за состоянием шкивов, помпы, распредвала и прочих узлов, которые приводятся в движение ремнём. Если какой-либо из этих элементов ДВС заклинит, то ремень оборвётся.
- Менять ремень согласно техническому регламенту. Он имеет определённый срок службы, однако если автомобиль эксплуатируется активно либо в тяжёлых условиях, производить замену нужно раньше установленного срока.