Если выкрутить свечу зажигания и внимательно её рассмотреть, то в некоторых случаях можно не только оценить состояние и наличие признаков нештатной работы системы зажигания, но и определить причины возникшей неисправности.

Исправная свеча должна быть коричневого цвета и не иметь существенных следов износа — глубоких выщерблинок, серых или чёрных отложений на электродах, масляных подтеков на юбке и т. д.

Неисправная свеча чаще всего характеризуется наличием разного рода налёта на электродах. Если имеет место матовый тёмный сухой налёт, то это может свидетельствовать о неправильном смесеобразовании. Смесь в этом случае слишком богатая. Возможные причины образования налёта:
• позднее зажигание,
• загрязненный воздушный фильтр,
• поломка кислородного датчика,
• неисправная воздушная заслонка.
В этих случаях воздух в двигатель попадает в меньших объёмах, чем требуется для нормального сгорания топлива — отсюда и копоть на электродах. Саму свечу вполне можно восстановить, зачистив электроды и проверив зазор, но диагностику для выявления причины неисправности провести все равно придётся.
Красноватый, желто-коричневый плотный и толстый налёт образуется на свече в результате воздействия металлоорганического соединения ферроцена — топливной присадки, позволяющей сделать высокооктановый бензин из низкооктанового. Удалить такой налёт практически невозможно — поменять придётся и свечи зажигания, и привычное место заправки.
Рыхлый или зашлакованный налёт со следами пепла, скорее всего, говорит о повреждении двигателя. Вероятно, имеет место значительный износ его деталей, повреждение прокладки головки блока цилиндров. Пепел же образуется от присадок в масло, топливо или при попадании в цилиндры охлаждающей жидкости. Причиной также может служить низкокачественное топливо.

На электродах могут обнаружиться и масляные отложения. «Залитая» маслом свеча покрывается снизу блестящим жирным налётом или несгоревшим маслом, что означает попадание значительного количества моторного масла в камеру сгорания. Это может говорить о нарушениях правил эксплуатации автомобиля:
• неправильный выбор слишком «холодных» свечей,
• превышение максимального по щупу уровня масла.
Также причиной могут стать серьёзные неисправности:
• износ поршневых колец, маслосъемных колпачков, направляющих втулок,
• увеличенный диаметр цилиндров.
Если в транспортном средстве используются штатные свечи зажигания и уровень масла в двигателе соответствует норме, то «залитые» свечи будут сигнализировать о необходимости проведения диагностики.

Ещё одно характерное повреждение — разрушение центрального электрода. Его оплавление всегда связано с высокой температурой в цилиндре. Причин может быть несколько — использование низкооктанового топлива, неправильно выставленный угол зажигания, длительная работа двигателя в режиме детонации.
Частицы электрода в этом случае могут застрять под выпускным клапаном, в результате чего потребуется ремонт головки блока. Сильно изнашиваться может и минусовой электрод, но причины в этом случае уже не связаны с тепловым фактором. Виновником обычно является некачественное масло или топливо.
Итак, даже при визуальном осмотре свеча зажигания может рассказать автомобилисту как минимум о качестве используемого топлива и примерном состоянии двигателя. Поэтому специалисты рекомендуют выворачивать и осматривать свечи вместе с заменой масла в двигателе, т. е. каждые 10 тыс. км пробега.

Исправная свеча должна быть коричневого цвета и не иметь существенных следов износа — глубоких выщерблинок, серых или чёрных отложений на электродах, масляных подтеков на юбке и т. д.
Налёт на электродах

Неисправная свеча чаще всего характеризуется наличием разного рода налёта на электродах. Если имеет место матовый тёмный сухой налёт, то это может свидетельствовать о неправильном смесеобразовании. Смесь в этом случае слишком богатая. Возможные причины образования налёта:
• позднее зажигание,
• загрязненный воздушный фильтр,
• поломка кислородного датчика,
• неисправная воздушная заслонка.
В этих случаях воздух в двигатель попадает в меньших объёмах, чем требуется для нормального сгорания топлива — отсюда и копоть на электродах. Саму свечу вполне можно восстановить, зачистив электроды и проверив зазор, но диагностику для выявления причины неисправности провести все равно придётся.
Красноватый, желто-коричневый плотный и толстый налёт образуется на свече в результате воздействия металлоорганического соединения ферроцена — топливной присадки, позволяющей сделать высокооктановый бензин из низкооктанового. Удалить такой налёт практически невозможно — поменять придётся и свечи зажигания, и привычное место заправки.
Рыхлый или зашлакованный налёт со следами пепла, скорее всего, говорит о повреждении двигателя. Вероятно, имеет место значительный износ его деталей, повреждение прокладки головки блока цилиндров. Пепел же образуется от присадок в масло, топливо или при попадании в цилиндры охлаждающей жидкости. Причиной также может служить низкокачественное топливо.
«Залитые» свечи

На электродах могут обнаружиться и масляные отложения. «Залитая» маслом свеча покрывается снизу блестящим жирным налётом или несгоревшим маслом, что означает попадание значительного количества моторного масла в камеру сгорания. Это может говорить о нарушениях правил эксплуатации автомобиля:
• неправильный выбор слишком «холодных» свечей,
• превышение максимального по щупу уровня масла.
Также причиной могут стать серьёзные неисправности:
• износ поршневых колец, маслосъемных колпачков, направляющих втулок,
• увеличенный диаметр цилиндров.
Если в транспортном средстве используются штатные свечи зажигания и уровень масла в двигателе соответствует норме, то «залитые» свечи будут сигнализировать о необходимости проведения диагностики.
Разрушение электродов

Ещё одно характерное повреждение — разрушение центрального электрода. Его оплавление всегда связано с высокой температурой в цилиндре. Причин может быть несколько — использование низкооктанового топлива, неправильно выставленный угол зажигания, длительная работа двигателя в режиме детонации.
Частицы электрода в этом случае могут застрять под выпускным клапаном, в результате чего потребуется ремонт головки блока. Сильно изнашиваться может и минусовой электрод, но причины в этом случае уже не связаны с тепловым фактором. Виновником обычно является некачественное масло или топливо.
Итак, даже при визуальном осмотре свеча зажигания может рассказать автомобилисту как минимум о качестве используемого топлива и примерном состоянии двигателя. Поэтому специалисты рекомендуют выворачивать и осматривать свечи вместе с заменой масла в двигателе, т. е. каждые 10 тыс. км пробега.